Ландшафтный дизайн, озеленение и мастерство импровизации

Ландшафтный дизайн, озеленение и мастерство ландшафтной импровизации

На побережье Черного моря в сол­нечном городе-курорте Сочи живет удивительный человек — и художник, и модельер, и строитель, и садовник. Он создает наряд своего города — его улиц, скверов, бульваров, санаториев. Этого прекрасного специалиста зовут Сергей Ильич Венчагов. Он работает в одной из бригад строительного управ­ления Сочинского горзеленстроя. Главный секрет его мастерства за­ключен в особом творческом методе.

Откуда приходит мастерство

На что обратить внимание начинающему ландшафтному дизайнеру? При работе над тем или иным объектом заранее продумывается только тема. В соответствии с ней подбирается мате­риал, а дальше происходит самое удиви­тельное: детальную проработку замысла и его конкретное воплощение мастер осуществляет прямо в натуре, виртуозно импровизируя. Небольшие композиции возникают иногда в течение дня.

Такой метод применялся до сих пор, в основном, при аранжировке букетов, оформлении помещений, выставок цве­тов и в других камерных композициях. При оформлении города в диапазоне от ландшафтных миниатюр и микропейза­жей до обширных территорий перед зданиями, на площадях и на улицах — к нему обращаются впервые. Сергей Ильич — неутомимый новатор. Бесконечный поиск и находки нетра­диционных для ландшафтной архитек­туры города средств ярко проявляются в созданных им композициях. Он не может смириться с коротким в условиях Черноморского побережья периодом цветения многих растений, с выжженными поблекшими газонами, с ограниченным летним ассортиментом цветов.

Ему, как художнику, не хватает кра­сок, и он расширяет свою палитру ши­роким внедрением в озеленение оран­жерейных культур, растений дикой флоры Кавказа, коряг, корней и пней деревьев, камней, гальки, известняка. Желая добиться скорейшего эффекта, что так необходимо в условиях курорта, он делает значительно более плотные (по сравнению с принятым) посадки ков­ровых, оранжерейных и других растений, достигая ярких колоритных решений. Среди созданных им композиций можно назвать и камерные (миниатюр­ный садик у подземного перехода через Курортный проспект, «Уголок сказок» в Комсомольском сквере и др.), и об­ширные, соответствующие масштабам крупного города (каменистые сады у концертного зала и напротив магазина «Счастье», партер у гостиницы «Мо­сква» и др.). На улицы с обычной типовой застрой­кой С. И. Венчагов вынес парковые при­емы, и они на глазах преобразились.

Глядя на эти творения человеческих рук, задумываешься над тем, как велики резервы усиления выразительности и индивидуальности наших городов сред­ствами ландшафтной архитектуры и как нужны нам такие мастера.