На побережье Черного моря в солнечном городе-курорте Сочи живет удивительный человек — и художник, и модельер, и строитель, и садовник. Он создает наряд своего города — его улиц, скверов, бульваров, санаториев. Этого прекрасного специалиста зовут Сергей Ильич Венчагов. Он работает в одной из бригад строительного управления Сочинского горзеленстроя. Главный секрет его мастерства заключен в особом творческом методе.
Откуда приходит мастерство
На что обратить внимание начинающему ландшафтному дизайнеру? При работе над тем или иным объектом заранее продумывается только тема. В соответствии с ней подбирается материал, а дальше происходит самое удивительное: детальную проработку замысла и его конкретное воплощение мастер осуществляет прямо в натуре, виртуозно импровизируя. Небольшие композиции возникают иногда в течение дня.
Такой метод применялся до сих пор, в основном, при аранжировке букетов, оформлении помещений, выставок цветов и в других камерных композициях. При оформлении города в диапазоне от ландшафтных миниатюр и микропейзажей до обширных территорий перед зданиями, на площадях и на улицах — к нему обращаются впервые. Сергей Ильич — неутомимый новатор. Бесконечный поиск и находки нетрадиционных для ландшафтной архитектуры города средств ярко проявляются в созданных им композициях. Он не может смириться с коротким в условиях Черноморского побережья периодом цветения многих растений, с выжженными поблекшими газонами, с ограниченным летним ассортиментом цветов.
Ему, как художнику, не хватает красок, и он расширяет свою палитру широким внедрением в озеленение оранжерейных культур, растений дикой флоры Кавказа, коряг, корней и пней деревьев, камней, гальки, известняка. Желая добиться скорейшего эффекта, что так необходимо в условиях курорта, он делает значительно более плотные (по сравнению с принятым) посадки ковровых, оранжерейных и других растений, достигая ярких колоритных решений. Среди созданных им композиций можно назвать и камерные (миниатюрный садик у подземного перехода через Курортный проспект, «Уголок сказок» в Комсомольском сквере и др.), и обширные, соответствующие масштабам крупного города (каменистые сады у концертного зала и напротив магазина «Счастье», партер у гостиницы «Москва» и др.). На улицы с обычной типовой застройкой С. И. Венчагов вынес парковые приемы, и они на глазах преобразились.
Глядя на эти творения человеческих рук, задумываешься над тем, как велики резервы усиления выразительности и индивидуальности наших городов средствами ландшафтной архитектуры и как нужны нам такие мастера.